![]() |
Добро пожаловать, гость ( Вход | Регистрация )
Публикующим:
1. Задачу можно опубликовать двумя способами:
- создав для нее отдельную тему с информативным названием;
- добавив задачу в готовый сборник (например «Бескрылки», «Мини-задачи», «Вопросы ЧГК») или создав свой (например, «Загадки от /для Светы»).
2. Если вы публикуете задачу, решение которой не знаете, напишите об этом. По умолчанию считается, что вам известен правильный ответ и вы готовы проверять других игроков.
Решающим:
1. В темах запрещается писать ответы и подсказки, если возможность открытого обсуждения не оговорена отдельно (в случае открытого обсуждения для текста следует использовать цвет фона или белый, оставляя другим игрокам возможность самостоятельного решения).
2. Правильность решения можно проверить, написав личное сообщение автору.
![]() |
nik_vic |
![]() ![]()
Сообщение
#1
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Braingames Сообщений: 753 Регистрация: 22.1.2008 Пользователь №: 6 125 ![]() |
Среди многих задачек по физике тьма таких, которые "не проходят" в формате ММ. Никакой тайны - приветствуются и ответы, и рассуждения.
Например, простой вопрос - как раскачиваются качели? Как-то увидел ответ на этот вопрос дипломированного физика и встрял в беседу... Для определённости - детские, две штанги и доска-сиденье. Изучал вопрос с младшим внуком, когда ходил с ним на детскую площадку ![]() -------------------- Где это видано?
|
![]() ![]() |
S_konstr_password_was_lost |
![]()
Сообщение
#2
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Braingames Сообщений: 471 Регистрация: 3.6.2009 Пользователь №: 14 629 ![]() |
Про тележку вроде понятно.
Если разбить на пять положений (1-крайняя дальняя точка, между 1 и 3, 3 - точка "равновесия", между 5 и 3, краяняя сжатая точка пружины) то действовать надо следующим образом: Начинаем с т.1. Тележка начинает ехать к стенке. Выключаем "психомоторику" и идём по ходу тележки весь промежуток 2. Когда тележка проходит т.3 останавливаемся и ничего не делаем, приближаясь к стенке и точке 5. Чуть не уср..шись в точке, 5 начинаем идти в первоначальное положение (по ходу тележки) вплоть до достижения тележкой т.3. Опять замираем, доезжаем до точки 1. Начинаем сначала и так бесконечно. Если перенести это на качели, то напрашиваются (пока неаргументированно) следующие действия. Точки те же. Начиная с верхнего положения фиксируем пацана-палку в том положении (угле отн. земли), котором он находился в этой точке и далее сохраняем этот угол до точки 3 (вертикали со штангой). Тут расслабляем хватку - пусть поворачивается как понесет его матушка-природа. Достигнув 5-й точки опять фиксируем угол пацана-палки отн. земли и придерживаем его (угол отн. земли палки-переростка) до той же 3-й точки. Перенос с тележки на качели осуществил ичсходя из того, что и в одном и в другом случае действуем поперек того, куда отбрасывает. |
nik_vic |
![]()
Сообщение
#3
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Braingames Сообщений: 753 Регистрация: 22.1.2008 Пользователь №: 6 125 ![]() |
Про тележку вроде понятно. Если разбить на пять положений (1-крайняя дальняя точка, между 1 и 3, 3 - точка "равновесия", между 5 и 3, краяняя сжатая точка пружины) то действовать надо следующим образом: Начинаем с т.1. Тележка начинает ехать к стенке. Выключаем "психомоторику" и идём по ходу тележки весь промежуток 2. Когда тележка проходит т.3 останавливаемся и ничего не делаем, приближаясь к стенке и точке 5. Чуть не уср..шись в точке, 5 начинаем идти в первоначальное положение (по ходу тележки) вплоть до достижения тележкой т.3. Опять замираем, доезжаем до точки 1. Начинаем сначала и так бесконечно. Попробую покороче, с явным указанем знаков. Если тележка - между двух пружин, не напряжённых в положении равновесия, то не следует идти в сторону сжатой половины. Идти нужно в сторону растянутой половины (и стоять, если дошёл до упора). С точки зрения энергии дядя в этом случае совершает положительную работы против т.н. силы инерции: тележка движется с укорением. Сам закон "хождений" может быть разным, например, синусоидальным - получатся лекционные формулы из теории колебаний. Энергетически выгоднее - коротким прыжком в момент наибольшей деформации: так мы просто добавим к деформации фиксированную величину (из задачи про переход от кормы лодки к носу). Система отсчёта, связанная с качелями, тоже не инерциальна, и там уместно ввести переносное угловое ускорение. Вращая палку, мы совершаем положительную работу, если крутим её туда, куда направлено это ускорение. Оно максимально в крайних точках, и там можно "заработать" максимум быстрым перекладыванием. В общем виде кроме моментов придётся рассматривать обобщённые силы и ускорения. В чистом параметрическом резонансе словесные объяснения можно переформулировать так, что дёргая ниточку, мы совершаем работу против центобежной силы в момент её максимума. И отпускаем, когда она равна нулю. -------------------- Где это видано?
|
S_konstr_password_was_lost |
![]()
Сообщение
#4
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Braingames Сообщений: 471 Регистрация: 3.6.2009 Пользователь №: 14 629 ![]() |
Попробую покороче, с явным указанем знаков. Если тележка - между двух пружин, не напряжённых в положении равновесия, то не следует идти в сторону сжатой половины. Идти нужно в сторону растянутой половины (и стоять, если дошёл до упора). С точки зрения энергии дядя в этом случае совершает положительную работы против т.н. силы инерции: тележка движется с укорением. Сам закон "хождений" может быть разным, например, синусоидальным - получатся лекционные формулы из теории колебаний. Энергетически выгоднее - коротким прыжком в момент наибольшей деформации: так мы просто добавим к деформации фиксированную величину (из задачи про переход от кормы лодки к носу). Система отсчёта, связанная с качелями, тоже не инерциальна, и там уместно ввести переносное угловое ускорение. Вращая палку, мы совершаем положительную работу, если крутим её туда, куда направлено это ускорение. Оно максимально в крайних точках, и там можно "заработать" максимум быстрым перекладыванием. В общем виде кроме моментов придётся рассматривать обобщённые силы и ускорения. В чистом параметрическом резонансе словесные объяснения можно переформулировать так, что дёргая ниточку, мы совершаем работу против центобежной силы в момент её максимума. И отпускаем, когда она равна нулю. Ну в целом (в общих чертах) понятно как раскачиваются качели, более того и с тележкой почти очевидно. Теперь вопрос другой. Изначально тема называлась "открытая физика". Мне здается, что это означало бы возможность описания процесса "на пальцах" (например ребенку лет 8-10 ) исключая применение любых терминов (инерциальные системы, параметрический резонанс и т.п.). Если про тележку что-то и смог бы обяснить своему ребенку (натягивая резинки для волос на пальцы), то с качелью полный тупик. |
nik_vic |
![]()
Сообщение
#5
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Braingames Сообщений: 753 Регистрация: 22.1.2008 Пользователь №: 6 125 ![]() |
Ну в целом (в общих чертах) понятно как раскачиваются качели, более того и с тележкой почти очевидно. Теперь вопрос другой. Изначально тема называлась "открытая физика". Мне здается, что это означало бы возможность описания процесса "на пальцах" (например ребенку лет 8-10 ) исключая применение любых терминов (инерциальные системы, параметрический резонанс и т.п.). Если про тележку что-то и смог бы обяснить своему ребенку (натягивая резинки для волос на пальцы), то с качелью полный тупик. Открытая - в том смысле, что не закрытая, как принято здесь для "балльных" задач. Качели - трудный сюжет для 95% учителей физики и 90% выпускников физфаков. У ребёнка нет достаточного уровня абстракции, попробуйте ему объяснить, что "направо" для качелей и для поворота ребёнка суть противоположные направления вращения, а против- или по часовой стрелке зависит от того, с какой стороны зритель ![]() -------------------- Где это видано?
|
![]() ![]() |
![]() |
Упрощённая версия | Сейчас: 2.8.2025, 2:06 |